Новости
ПИСЬМО АДМИРАЛА МАКАРОВА СЫНУ
Письмо вице–адмирала Макарова Степана Осиповича своему сыну Вадиму. Порт–Артур. Ночь на 31 марта 1904 года, буквально накануне гибели.
Дорогой мой сыночек! Это моё первое письмо, посланное именно тебе, а не в отрывках в письмах к маме, как бывало ранее. Ты уже подросток, почти юноша. Но я обращаюсь к тебе с другого конца России, как уже к взрослому мужчине. Письмо посылаю своему старому другу в Кронштадт. Он найдет способ передать его тебе в руки. Тут идет жестокая война, очень опасная для Родины, хотя и за пределами ее границ.
Перевес неприятеля в силах тревожит меня. Русский флот, ты знаешь, творил и не такие чудеса, но я чувствую, о чем ты пока не кому не скажешь! что нам и мне, в том числе словно бы мешает не адмирал Того (японский адмирал) нет, а как бы с боку подталкивают, как бы подкрадываются сзади. Кто? Не знаю! Душа моя в смятенье, чего я никогда не испытывал. Начинаю уже чего–то улавливать, но смутно пока. Вот Верещагин Василий Витальевич что-то мне пытается объяснить, но сбивчиво, как все художники и поэты. Ты им не очень верь, публика эта шальная. Доверяй только людям основательным. Вот такое у меня настроение, сынок. Но знаешь об этом пока ты один. Молчи, как положено мужчине, но запомни.
И ещё, объясняю уже тебе, почему адресуюсь помимо нашей любимой мамы. Запомни на всю жизнь на женщин никогда нельзя перекладывать тяготы нашей мужской доли. Иной болван и трус может заявиться домой, чуть ли не в слезах и супруге своей с порога: ''Вот, на войну посылают вроде. Стоит ли?'' Что скажет тут любящая мать, жена, сестра: ''Ни за что погибнешь. Ты у нас один. Отклонись уж как-нибудь''. Но по–женски понятно, что с них взять. Но настоящий мужчина должен явиться домой бодрым и с казать: '' Ну, дорогая, собирай меня в дорогу. Тут на границе веселое дело предстоит''. Она поплачет, соберет тебя и успокоится, положившись на волю Божью. Обнимаю тебя, сынок. Учись старательно. Помогай маме и сестре. Бога бойтесь, Царю служите.
Твой Макаров старший.