Новости
Странноприимство как добрая и живая традиция. Исторический обзор. Продолжение
С конца XV века при Введенском храме (на подоле) существует богадельня, или приют для немощных («лежней»). Появление богадельни объясняется, прежде всего, необходимостью оказать христианскую любовь тем странникам и немощным, которые смотрели на монастырь как на последний оплот надежды. С другой стороны, удобное расположение храма на перекрестке дорог могло способствовать достаточному материальному обеспечению богадельни. «Как верно отмечает иером. Арсений, появление богадельни было точным исполнением духовного завещания преподобных Сергия и Никона Радонежских о страннолюбии и нищелюбии как основе иноческой жизни. Преп. Епифаний пишет, что преподобный Сергий «заповедал насельникам обители давать приют нищим и странникам и не отказывать просящим. Он говорил: "Если вы сохраните мою заповедь без роптания, то получите награду от Господа и по моем отшествии от этой жизни обитель процветет и нерушимо простоит многие годы благодатью Христовою". Рука его была простерта к просящим, как полноводная тихо струящаяся река. ...Странники и нищие, особенно болящие, по многу дней оставались в обители, пользуясь полным довольством и покоем и получая еду, сколько ни попросят, как заповедал святой старец, этот обычай сохраняется в монастыре и поныне».1
В середине XVI века территория Сергиева монастыря претерпела значительные изменения. Ранее обитель имела вид маленького монастыря с теснившимися четвероугольником вокруг церквей кельями с большими задворками и промежутками между кельями и крепостной стеной. В 1556 году внутренняя площадь монастыря очистилась, поскольку все здания его расположились вдоль стен и появились новые сооружения, в частности, келарские гостиничные келии. Назначение этих келий состояло в том, чтобы келарь принимал и потчевал в них почетных богомольцев. «Этих почетных богомольцев, как нарочно приезжавших, так и проезжавших мимо, было у Троицы всегда очень большое число. Митрополит Иоасаф в своих замечаниях на постановления Стоглавого собора говорит, что в Троицком монастыре «безпрестани гость бывает день и нощь». Относительно второй указанной категории гостей, то есть проезжавших мимо, иностранцы передают, что никто не проезжал мимо монастыря без того чтобы не заехать в него, ибо иначе опасались несчастия с собой в дороге. (В 1654 году кем-то поднимался вопрос о сокращении расходов монастыря на проезжих гостей, которых не только в самом монастыре кормили, но и на дорогу довольствовали хлебными, и рыбными, и питейными запасами. Дело дошло до царя Алексея Михайловича, который положил свою резолюцию: «гостем и всяким проезжим и прохожим людем против чюдотворцовы заповеди воздавать достойная честь и всякой покой им чинить, понеже бо о том великий чюдотворец Сергий заповеда учеником своим»)2.
История сохранила воспоминания о посещении монастыря историческими личностями. Это позволяет нам «окунуться» в безвозвратно ушедшее время.
Так, в 1655 году после Троицына дня Троицкую Лавру посетил Макарий Патриарх Антиохийский. Посещение это в записках его спутника, Архидиакона Павла, описано следующим образом: "Первая встреча сделана была им еще вдалеке от монастырских стен келарем и казначеем монастыря, которые выехали к ним в каретах, в сопровождении отряда стрельцов. Вышедши из карет, они били челом Патриарху и осведомились о его здоровьи, причем подали ему большую ковригу чернаго хлеба, большую соленую рыбу и боченок меду. Потом, простоявши литургию в церкви на Клементьевском базаре, сирийцы отправились для отдыха в здесь же находящуюся гостинницу, которую, для их приезда, будто бы, натопили так, что они не знали куда деваться от страшнаго жара. Из Лавры немедленно прислали богатый, чисто княжеский обед из 50 или 60 разных блюд, со множеством разных напитков, состоящих большею частию из воды вишневой, яблочной, и т. п., которыя гораздо выше критскаго вина и по вкусу своему превосходят даже царские шербеты. Все это было подано Патриарху Божьяго града Антиохии... и всего Востока, с обычною московскою церемониальностию; а после обеда, кроме того, Патриарху были поданы разные подарки.
«Но, – с сожалением замечает Павел Алеппский, напитки были так холодны, что мы не могли вдосталь их пить». Потом сирийцев отвели в царские покои и снова принесли им великолепнейший обед. «Наконец, - пишет архидиакон, - мы окончили обед, и с намерением подкрепить свои силы решились соснуть. Но сон нам не давался. Комары, блохи, мухи и другия насекомыя решительно не давали нам покоя; от них не может защитить здесь в эти месяцы (т. е. в летние) никакая покрышка. Наконец ударили к утрени, и мы встали, с полною благодарностию к Богу за то, что Он избавил нас от зла»3. (Продолжение следует).
Примечания:
1. Е.Е. Голубинский Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. СТСЛ, 2012.
2. Там же.
3. Там же.