Новости
Странноприимство как добрая и живая традиция. Исторический обзор
О изобиловании потребных. Миниатюра лицевого Жития Преподобного Сергия Радонежского. Ок.1592 г. РГБ.
Дорогие братья и сестры!
Мы начинаем публикацию материалов, отражающих исторические традиции странноприимства (синоним «гостеприимство»), начиная с глубокой древности. Основное внимание уделим страннолюбию в обители преподобного Сергия Радонежского с XIV века и до наших дней.
Уже в Ветхом и Новом Завете мы находим много ярких примеров гостеприимства: рассказы об Аврааме и Лоте (Быт. 18:1; 19:1); о сонамитянке (4 Цар. 4:10); об учениках в Эммаусе (Лк. 24:29); об иноплеменниках на Мальте и ап. Павле (Деян. 28:2-7). Милосердный Самарянин (Лк. 10, 33) для всех времен служит образцом христианского гостеприимства. Пренебрежение этим - грех против Самого Христа (Мф. 25:43). Уже в Ветхом Завете негостеприимство осуждалось (Суд. 19:15; Иов. 31:32). Апостолы увещали христиан: «ревнуйте о странноприимстве» (Рим. 12:13; Тим. 5:10) и «безропота» (1 Пет. 4:9), вспоминая пример Авраама, который, не зная, оказал гостеприимства ангелам (Евр. 13:2). «Епископ, - говорит ап. Павел, - должен быть страннолюбивым» (1 Тим. 3:2; Тит. 1:8).
С XI века в древнерусском языке прочно закрепляется слово «гость», означающее «приезжий купец». Именно зарубежные купцы, временно оказавшиеся в древнерусских княжествах, нуждались в объектах временного проживания. Путешествиям «иностранных гостей» придавалось на Руси большое значение. Так, киевский князь Владимир Мономах в своем «Поучении» давал наставление своим сыновьям хорошо принимать «гостей», заботиться о них и следить, чтобы «никакой нужды ни в чем они не имели». Он вполне справедливо полагал, что эти «мимоходящие» люди могут разнести по свету любые вести о стране и о князе. Почти во всех летописях отдается должное гостеприимству славян. Как пишет русский историк Н. М. Карамзин, «всякий путешественник был для них как бы священным: встречали его с ласкою, угощали с радостию, провожали с благословением и сдавали друг другу на руки. Хозяин ответствовал народу за безопасность чужеземца, и кто не умел сберечь гостя от беды или неприятности, тому мстили соседи за сие оскорбление, как за собственное. Славянин, выходя из дому, оставлял дверь отворенную и пищу готовую для странника. Купцы, ремесленники охотно посещали славян, между которыми не было для них ни воров, ни разбойников; но бедному человеку, не имевшему способа хорошо угостить иностранца, позволялось красть все нужное для того у соседа богатого: важный долг гостеприимства оправдывал и самое преступление».1
В ХV–ХVI вв. обычаи гостеприимства были закреплены в «Домострое». В нем даются рекомендации хозяину дома и его домочадцам, как надо встречать и потчевать гостей. «Если случится приветить приезжих людей, торговых ли, или иноземцев, иных гостей, званных ли, Богом ли данных: богатых или бедных, священников или монахов, – то хозяину и хозяйке следует быть приветливыми и должную честь воздавать по чину и по достоинству каждого человека. С любовью и благодарностью ласковым словом каждого из них почтить, со всяким поговорить и добрым словом приветить, да есть и пить или на стол выставить, или подать из рук своих с добрым приветом, а иным и послать чего-нибудь, но каждого чем-то выделить и всякого порадовать». 2
Основатель обители в лесах Радонежского края игумен Сергий привнес и показал на собственном примере евангельское блаженство – «блаженны милостивые». «Насколько известна нам история монастырей северной, или Московской, Руси, лучшие из них отличались усердной благотворительностию в смысле питания нищих, бедных проходящих странников и бедных окрестных жителей, и с несомненностию должно быть сказано, что благотворительность эта ведет свое начало от него – преподобного Сергия».3
Введение общежительного монастырского устава способствовало углублению канонов страннолюбия. «А так как монастыри общежитные начались в северной Руси только с Сергия, то и благотворительность могла начаться только с него. Что она не только могла начаться, но и на самом деле началась с него – в этом удостоверяет нас прп. Епифаний Премудрый. Он говорит, что страннолюбие и нищелюбие были отличительными добродетелями преподобного, что у него было узаконено и заповедано никого из неимущих, приходящих в обитель, не отпускать с пустыми руками, нищих и странных довольно упокоивать. Жизнеописатель подчеркивает: «Елика во обители приносимая умножахуся толма паче страннолюбная возрастаху, и никто же бо от неимущих во обитель приходя тщама руками отхожаше; николи же блаженный оставляше благотворения и служащим во обители заповеда: нищих и странных довольно упокоевати и подавати требующим, глаголя: аще сию мою заповедь сохраните без роптания, мзду от Бога приимете и по отхожении моем от жития сего обитель моя сия зело распространится и во многи лета неразрушима постоит благодатию Христовою; и тако бе рука его простерта к требующим, яко река многоводна и тиха струями; и аще кому приключашеся в зимная времена она, мразу зелному належащу или паки снегу с зелным ветром дыхающу, иже немогущеи вне келия изыти (т. е. если кому-нибудь заехавшему в монастырь невозможно было отправиться в дальнейший путь по причине сильного мороза или непогоды), елико время пребывающим ту (в монастыре) таковыя ради нужа, вся потребная от обители приимаху; страннии же и нищии и от них в болезни сущии на многи дни препочиваху в доволном упокоении и пищи, ея же кто требоваху, неоскудно по заповеди святаго старца, и до ныне сим тако бывающим; понеже пути от мног стран належащу, и того ради князем и воеводам и воинству безчисленому, вси приимаху подавающую доволную честную потребу, яко от источника неисчерпаемых, и в путь грядуще потребную пищу и питие доволно приимаху, и сия служащеи во обители святаго с радостию всем подающе изобильно». 4
И преподобный Никон перед своею кончиною напоминал братии: «Насколько возможно будет, ни одного из приходящих к вам не отпускайте с пустыми руками, чтобы не случилось вам самим, не ведая того, отвергнуть Христа, явившегося под видом одного из просящих...». 5 (Продолжение следует).
Примечания:
1. И.М. Карамзин. История государства Российского. Репринт. М., 1996.
2. Е.Е. Голубинский. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. СТСЛ. 2012.
3. Там же.
4. Там же.
5. Никодим (Деев), архим. Заветы преподобного Сергия. СТСЛ, 2017.