Новости
Учащиеся гимназии приложились к новым святыням Лавры (часть 1)
2 октября мы встретили в Лавре наших добрых знакомых – детей из гимназии «Жуковка». Гимназия была открыта в 1993 году. Поездки в обитель Преподобного с самого начала стали для всех учащихся доброй традицией. В праздничные дни педагоги и учащиеся приезжают в обитель поклониться преподобному Сергию. В этот день ребята не только смогли приложиться к открытым мощам игумена Земли Русской, но и посетили Серапионову Палату, или палату трёх мощей.
Впервые гимназисты смогли поклониться святым мощам преподобного Михея и попасть в Духовской храм, где совсем недавно был установлен ковчег с мощами святых I-III веков. В основном это святые Западной церкви, которые проповедовали в Италии, Испании, Англии, Франции. Есть имена мучениц, которые пострадали ещё совсем юными, самой младшей было всего 12 лет.
Мы собрали очень интересный материал согласно житие каждого из святых и с превеликим удовольствием поделимся им с вами.
Первый мощевик (верхний левый угол ковчега) Духовского храма
1. Св. Климент, ап. 70-ти. Память 17 января, 5 мая, 23 сентября.
Святой апостол Климент был епископом в Сардике (в древности богатый город Лидии в Малой Азии). Его имя упоминает святой апостол Павел в Послании к Филиппийцам. Обращаясь к некоему «искреннему своему сотруднику», он просит его: «Помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена в Книге Жизни».
2. Свмч. Сильван Римский. Память 7 февраля.
Свмч. Сильван Римский, сын Филицаты. Святая мученица Филицата имела семь сыновей: Ианнуария, Феликса, Филиппа, Сильвана, Александра, Виталия и Марциала. Она была родом из богатой римской семьи. Жрецы обвинили ее в оскорблении богов через распространение христианской веры. Святая Филицата раздала всё свое имение и вместе с сыновьями открыто исповедала веру во Христа. Всех их предали мучениям. Святая Филицата, видя страдания своих сыновей, молила Бога, чтобы они устояли в подвиге и прежде нее вошли в Царство Небесное. Все сыновья мученически скончались на глазах матери. После них и сама святая Филицата претерпела мученическую кончину. Святая семья пострадала в Риме около 164 года. Мученице Филицате святитель Григорий Двоеслов посвятил похвальное слово в третьей беседе, произнесенной в храме ее имени.
3. Прп. Венедикт Нурсийский. Память 27 марта.
Преподобный Венедикт, основатель западного монашеского ордена бенедиктинцев, родился в итальянском городе Нурсии в 480 году. В 14 лет святой был отправлен родителями на ученье в Рим, однако, угнетенный окружавшей его безнравственностью, он решил посвятить себя другой жизни. Вначале святой Венедикт поселился при церкви святого апостола Петра в селении Еффеди, но молва о его подвижнической жизни заставила его уйти дальше в горы. Там он повстречал отшельника Романа, который постриг его в монашество и указал ему для жительства отдаленную пещеру. Время от времени отшельник приносил святому пищу. Три года в полном уединении святой вел суровую борьбу с искушениями и превозмог их. Вскоре к нему стали собираться люди, жаждавшие жить под его руководством. Число учеников настолько выросло, что святой разделил их на двенадцать общин. Каждая община состояла из двенадцати иноков и составила отдельный скит. Каждому скиту преподобный дал игумена из своих опытных учеников.У преподобного остались ради назидания только новоначальные иноки. Строгие правила, установленные для монахов святым Венедиктом, не всем пришлись по душе, и преподобный не раз становился жертвой клеветы и преследований.
Наконец он поселился в Кампанье и на горе Кассино основал Монте-Кассинский монастырь, который долгое время был центром богословского образования для Западной Церкви. При монастыре была создана замечательная библиотека. В этой обители преподобный Венедикт написал устав, основанный на опыте жизни восточных пустынников и установлениях преподобного Иоанна Кассиана Римлянина (память 29 февраля). Устав его монастыря был принят впоследствии многими западными монастырями (до 1595 года он выдержал более 100 изданий). Устав предписывает инокам не только абсолютное отречение от собственности, безусловное послушание и постоянный труд. Удивительно, что старшим инокам вменялось в обязанность не только переписывание древних рукописей,но и обучение детей .Это помогло сохранить многие памятники письменности, относящиеся к первым векам христианства. Каждый новопоступающий должен пробыть послушником в течение года, чтобы изучить устав и привыкнуть к монастырской жизни. На всякое дело испрашивается благословение. Главою общежительного монастыря является игумен, имеющий всю полноту власти. Он судит, учит и вразумляет. Игумен выслушивает советы старших и опытных братьев, однако решение выносит единолично. Исполнение устава строго обязательно для всех и рассматривается как важная ступень, приближающая к совершенству.
Святой Венедикт удостоился от Господа дара прозрения и чудотворения. Многих он исцелял молитвами. Свою кончину преподобный предсказал заранее. Сестра преподобного Венедикта, святая Схоластика, также прославилась своей строгой подвижнической жизнью и причислена к лику святых.
4. Мч. Сепулькро (воин). О нем известно только то, что первоначально он был в воинском звании и мученически скончался в 4 веке. (изображений нет)
5. Мч. Вонифатий Римский. Память 1 января.
Святой мученик Вонифатий был рабом богатой молодой римлянки Аглаиды и состоял с ней в беззаконном сожительстве. Но оба они чувствовали угрызения совести и хотели как-то омыть свой грех. И Господь пожалел их и дал им возможность очистить грехи своей кровью и закончить грешную жизнь покаянием. Аглаида узнала, что если с благоговением хранить в доме мощи святых мучеников, то их молитвами легче получить спасение, ибо под их благодатным воздействием умаляются грехи и воцаряются добродетели. Она снарядила Вонифатия на Восток, где в то время шло жестокое гонение на христиан, и просила привезти мощи какого-либо мученика, чтобы он стал их руководителем и покровителем. Вонифатий на прощание, смеясь, спросил; «А что, госпожа, если я не найду мощей, а сам пострадаю за Христа, примешь ли ты мое тело с честью?» Аглаида отнеслась серьезно к его словам и укорила его в том, что он, отправляясь на святое дело, позволяет себе вольности. Вонифатий задумался над ее словами и всё время пути был сосредоточенным.
Приехав в Киликию, в город Тарс, Вонифатий оставил в гостинице своих спутников и пошел на городскую площадь, где мучили христиан. Потрясенный зрелищем страшных пыток, видя просветленные благодатью Господней лица святых мучеников, Вонифатий по влечению своего сострадательного сердца бросился к ним, целовал им ноги и просил святых молитв, чтобы и ему удостоиться пострадать с ними. Тогда судья спросил Вонифатия, кто он. Вонифатий ответил: «Я христианин», – а затем отказался принести жертву идолам. Его тут же предали на мучения: били так, что мясо отпадало от костей, вонзали иглы под ногти, наконец, влили в горло расплавленное олово, но силой Господней он остался невредим. Окружавшие судилище люди пришли в возмущение, они стали бросать в судью камни, а затем устремились к языческому капищу, чтобы низвергнуть идолов. На следующее утро, когда волнения несколько затихли, судья распорядился бросить святого мученика в котел с кипящей смолой, но и это не причинило страдальцу никакого вреда: его оросил сошедший с небес Ангел, а смола вылилась из котла, вспыхнула и обожгла самих мучителей. Тогда святой Вонифатий был приговорен к усечению мечом. Из раны истекли кровь и молоко; видя такое чудо, около 550 человек уверовали во Христа.
Между тем спутники святого Вонифатия, напрасно прождав его два дня в гостинице, стали его разыскивать, предполагая, что он предался легкомысленному времяпрепровождению. Сначала поиски были безуспешны, но, наконец, они встретили человека, бывшего очевидцем мученической смерти святого. Этот свидетель и привел их туда, где еще лежало обезглавленное тело. Спутники святого Вонифатия со слезами просили у него прощения за неподобные мысли о нем и, выкупив за большие деньги останки мученика, привезли их в Рим.
Накануне их прибытия Аглаиде во сне явился Ангел и велел ей приготовиться принять бывшего раба ее, а теперь господина и покровителя, сослужителя Ангелов. Аглаида призвала клириков, с великим почетом приняла честные мощи, а затем построила на месте его погребения храм во имя святого мученика и положила там мощи, прославившиеся множеством чудес. Раздав нищим всё свое имение, она удалилась в монастырь, где провела в покаянии восемнадцать лет и при жизни стяжала чудесный дар изгонять нечистых духов. Похоронили святую близ могилы мученика Вонифатия.
6. Свщмч. Кандид Трапезундский. Память 3 февраля.
Святые мученики Евгений, Кандид, Валериан и Акила пострадали за веру во Христа в царствование Диоклитиана и Максимиана (284–305) от полководца Лисия. Валериан, Кандид и Акила во время гонений скрылись в Гранезондских горах, предпочтя жизнь со зверями пребыванию среди язычников. Но и здесь они были скоро найдены и приведены в Трапезунт. За смелое и твердое исповедание веры Христовой святых мучеников били воловьими жилами, строгали железом, посыпали раны солью и палили огнем. Через несколько дней был взят и Евгений, его подвергли тем же мучениям. После истязаний четырех мучеников бросили в раскаленную печь; когда же они вышли из нее невредимыми, им отсекли головы. Приняли святые мученическую кончину в конце III в.
7. Свщмч. Феликс. Память 23 апреля.
Вероятно имеется ввиду, священномученики 2 века, Феликс, Фортунат и Ахиллей. Священник Феликс и диаконы Фортунат и Ахиллей пострадали во времена Калигулы (ок. 212 года) в Валансе.
8. Свт. Григорий Нисский, брат Св. Василия Великого. Память 23 января.
Святитель Григорий, епископ Нисский, был младшим братом святителя Василия Великого (память 1 января). Рождение и воспитание его совпало с самым разгаром арианских споров. Получив прекрасное образование, он был одно время наставником красноречия. В 372 году был рукоположен святым Василием Великим во епископа города Ниссы в Каппадокии.
Святой Григорий был твердым ревнителем православия и вместе со своим братом Василием Великим боролся против арианской ереси, претерпевая гонения со стороны ариан, которыми в 376 году был ложно обвинен в неправильном употреблении церковного имущества, лишен кафедры и сослан в Анкиру. На следующий год святой Григорий был вновь заочно низложен собором арианствующих епископов, но продолжал укреплять свою паству в православии, переходя с места на место. После смерти царя Валента (378) был возвращен на свою кафедру и с радостью принят своей паствой. В 379 году скончался брат его, святой Василий Великий. Святой Григорий тяжело переживал потерю своего наставника. Он написал ему надгробное слово и закончил составленное святителем Василием описание шести дней творения, так называемый «Шестоднев». В том же году святой Григорий участвовал в Антиохийском Соборе против еретиков, не чтивших непорочного девства Божией Матери, и других, поклонявшихся Богоматери как Божеству. Он был избран Собором для обозрения церквей в Аравии и Палестине и утверждения православного учения о Пресвятой Богородице. На обратном пути святой Григорий посетил Иерусалим и поклонился святым местам.
В 381 году святой Григорий был одним из главных деятелей II Вселенского Собора, созванного в Константинополе против ереси Македония, неправильно учившего о сущности Святого Духа. На этом Соборе по инициативе святого Григория был дополнен Никейский Символ веры.
Вместе с другими епископами святой Григорий утвердил в сане Константинопольского архипастыря святого Григория Богослова.
В 383 году святой Григорий Нисский был участником Собора в Константинополе, где произнес слово о Божестве Сына и Святого Духа. В 386 году он снова был в Константинополе, и ему было поручено произнести надгробное слово почившей царице Плакилле. В 394 году святой Григорий вновь присутствует в Константинополе на Поместном Соборе, созванном для решения церковных дел в Аравии.
Святитель Григорий Нисский был пламенный защитник православных догматов и ревностный учитель своей паствы, а также милостивый и сострадательный отец своих пасомых, заступник их перед судьями; отличался великодушием, терпением и миролюбием.
Дожив до глубокой старости, святой Григорий Нисский мирно скончался вскоре после Константинопольского Собора. Вместе со своими великими современниками, святителями Василием Великим и Григорием Богословом, святитель Григорий Нисский имел значительное влияние на церковную жизнь своего времени. Его сестра, святая Макрина, писала ему: «Ты известен и городам, и народным собраниям, и целым областям: Церкви посылают и зовут тебя на помощь». Святитель Григорий вошел в историю как один из самых видных богословов и деятелей христианской мысли IV века. Обладая глубоким философским даром, он понимал философию только как средство для более глубокого проникновения в подлинный смысл Божественного откровения.
Святой Григорий оставил после себя много сочинений догматического характера, слова и поучения.
9. Св. мц. Репарата Кессарийская. Память 8 октября.
По преданию святая дева Реперата жила в Кесарии Палестинской во времена Декия, ей было всего двенадцать лет (!) и во время гонения она была арестована, отказалась отречься от Христа и была обезглавлена. Предание утверждает, что девочку бросили в огонь, но он не опалил ее, а когда ей отрубили голову, душа ее в виде голубя взлетела на небо.
Второй мощевик (левый нижний угол ковчега) Духовского храма
10. Свщмч. Викентий Старогоский диакон. Память 11 ноября.
Согласно житию святой Викентий был учеником Валерия, епископа Сарагосы (Августополя). После вступления в возраст совершеннолетия Викентий был рукоположён Валерием в диаконы. Валерий, будучи сам косноязычным, благословил Викентия, отличавшегося ораторскими способностями, проповедовать христианство жителям города.
В 303 году после начала гонений Диоклетиана на Иберийский полуостров прибыл префект Дациан с полномочиями преследовать христиан. Валерий и Викентий были схвачены в Сарагосе и отправлены на суд в Валенсию.
На суде Викентий смело и решительно исповедовал свою веру. Его подвергли множеству разнообразных пыток, а на следующий день предали сожжению. Согласно традиции казнь мученика состоялась 22 января 304 года.
11. Прп. Проспер Аквитанский, богослов и историк (Приблизительные даты жизни 390-455 гг.). Память 21 июня.
Впервые Проспер упоминается в письме к Св. Августину в 429 году, где характеризуется как человек, выдающийся своей нравственностью, красноречием и энергичностью. На основании этого историки определяют его возраст примерно в 40 лет, чтобы соответствовать данной характеристике. Свою хронику Проспер оканчивает 455 годом. Византийский историк Марцеллин Комит упоминает его имя под 463 годом, что предполагает кончину Проспера в промежутке между 455 и 463 годами.
12. Свщмч. Феликс Ноланский 3 в. Память 14 января, 15 ноября.
Святой Феликс родился в городе Нола, близ Неаполя. После кончины своего отца он раздал бедным почти все своё добро и был рукоположён во священника святым Максимом, епископом Нолы. В 250 году, когда во времена правления Декия начались гонения, был вынужден бежать. Гонители схватили святого, он был мучим, закован в цепи и брошен в тюрьму. Однажды ночью ему явился ангел, который повелел идти на помощь Максиму. Оковы спали, двери отверзлись, и святой смог отправиться на помощь епископу, который в то время был лишён дара речи от холода и голода. Когда преследователи во второй раз пытались схватить его, он был спасён чудесным образом паучихой, заткавшей своей паутиной вход в отверстие, в котором он спрятался. Не найдя святого, они стали искать свою добычу в другом месте. Преследования прекратились на следующий год, и святой Феликс, который укрывался шесть месяцев в сухом колодце, вернулся к своим обязанностям.
После кончины святого Максима верующие города искренне пытались поставить его своим епископом. Но он убедил их поставить во епископа старшего во священстве. Остаток его имущества был конфискован во время гонений, но святой отказался принять его обратно, и ради своего существования арендовал три акра земли, которую обрабатывал своими руками. Всё, что оставалось у него сверх необходимого, святой Феликс раздавал бедным, и если у него было два одеяния, то он неизменно отдавал им лучшее. Он дожил до глубокой старости и умер 14 января, но год его смерти остаётся неопределённым. Пять храмов было построено в его честь даже вне Нолы, где пребывают его мощи. Но часть его мощей пребывает в Риме и Беневенто.
Святой Павлин, служивший привратником в одном из этих храмов, свидетельствует о многочисленных паломниках, притекавших к мощам святого. Стихи и письма святого Павлина стали источниками, на основании которых святые Григорий Турский, Беда Достопочтенный и священник Маркелл составили житие святого.
13. Вмч. Феодор Тирон. Память - 1 марта в високосный год, 2 марта в невисокосные годы, и в первую субботу Великого поста.
В городе Амасии, в Понтийской области, во время гонения императора Максимиана (286–305 гг.) на христиан, воин Феодор (Федор) вместе с другими христианами был принуждаем отречься от Христа и принести жертву идолам. Отказавшись исполнить это, Феодор был подвергнут жестоким мучениям и заключен в темницу. Здесь во время молитвы он был утешен чудесным явлением Господа Иисуса Христа. Через некоторое время мученика вывели из темницы и разными пытками снова принуждали отречься от Христа. Наконец, видя непреклонность мученика, правитель приговорил его к сожжению. Святой Феодор сам бестрепетно взошел на костер, и здесь с молитвой и славословием предал свою душу Богу. Было это около 305 года.
Через 50 лет после кончины святого Феодора император Юлиан Отступник (361–363 гг.), желая осквернить христианский Великий пост, приказал Константинопольскому епарху (градоначальнику) каждый день в течение первой недели поста тайно кропить кровью идольских жертв съестные припасы, продаваемые на рынках. Святой Феодор в ночном видении явился Константинопольскому архиепископу Евдоксию и велел ему объявить христианам, чтобы они не покупали на рынках оскверненные припасы и употребляли в пищу коливо (кутью), т. е. вареную пшеницу с медом. В память этого события Православная Церковь до сих пор ежегодно отмечает память великомученика Феодора Тирона (от латинского «tiro», что значит «новобранец», «рекрут») в первую субботу Великого поста. Накануне в пятницу после заамвонной молитвы служится молебен святому Феодору Тирону и благословляется кутья.
14. Свщмч. Апполинарий Антиноивский 3 в.
Аполинарий родился в Лаодикеи на Лике в семье пресвитера Аполлинария Старшего, получил классическое образование. В 360 году был рукоположен в епископы родного города, преследовался местными арианами. Аполлинарий был представителем александрийской богословской школы и учеником Афанасия Великого, состоял в переписке с Василием Великим. Аполлинарий принадлежал к числу ревностных сторонников решений Никейского собора.
Он был столь строгий, непримиримый «староникеец» на Востоке, что не признавал иерархической власти даже Мелетия Антиохийского, не говоря уже ο маленьком Павлине. Под предлогом этих арианских смут он просто объявил себя здесь главой автономной церкви. Как талантливый писатель и профессор, он имел достаточно выдающихся сторонников и приверженцев, и св. Василий Великий в молодости почтительно дружил с ним, и сам великий Афанасий ценил Аполлинария за ревность по никейской вере.
15. Свщмч. Патрикий (Патрик) Ирландский. Память 30 марта.
Апостол Крайнего Запада святой Патрикий (Патрик) родился в Британии около 383 года в галло-римской семье, которая уже давно приняла христианство. Его отец Кальпурний был диаконом и в то же время исполнял обязанности декуриона. У него было процветающее поместье, и он позволил сыну провести первые годы жизни легкомысленно, нисколько не заботясь о божественных предметах.
Когда Патрикию было 16 лет, его вместе со многими другими жителями округи взяли в плен пираты. Они продали его в Ирландию одному землевладельцу, который поручил Патрикию охранять в горах свои стада. Суровые условия изгнания в этих чужих краях, бывших почти полностью во власти язычества, а также общение с природой обратили его сердце к Богу. Он начал вести жизнь, полную покаяния, пребывая дни и ночи в молитве на коленях на замерзшей или размокшей от дождей земле, и не испытывал при этом никаких страданий, настолько его душа была полна божественным утешением.
Через шесть лет плена, превратившегося в райское блаженство, он однажды ночью услышал голос, который сказал ему: «Ты хорошо поступил, что постился и молился. Бог услышал твою молитву. Теперь ступай, вернись в свою отчизну: для тебя приготовлен корабль!» Полностью доверившись, он совершил тогда побег и, пройдя наугад больше 320 километров, достиг порта и сел на корабль языческих торговцев.
Через три дня они высадились в пустынном и неизвестном краю и отправились на поиски какого-нибудь поселения. Они странствовали почти месяц, терзаемые голодом, и наконец попросили Патрикия обратиться к его Богу, чтобы Он спас их. Как только юный христианин воздел руки, сразу появилось стадо свиней – люди смогли убить нескольких животных и насытиться. После различных бедствий Патрикию удалось достичь родины, где он снова был захвачен пиратами, но два месяца спустя вновь обрел свободу, как ему было предсказано раньше. Когда он возвратился в отчий дом, ему было видение: перед ним предстал некий небесный муж по имени Викторий и показал пачку писем. Он открыл первое и прочитал: «Глас Ирландии! Святой отрок, мы молим тебя вновь прийти и ходить среди нас». Патрикию послышались тогда голоса людей из Фоклутского леса, где он провел годы своего плена. Почувствовав в этом призыв Божий, он решил подготовить себя к просвещению этих варваров. Для этого он должен был завершить церковное образование, которое не смог получить в ранней юности. Он отправился в Галлию, жил в различных монашеских центрах, в том числе в Лерине. Около 15 лет провел святой Патрикий в Осере под духовным водительством святого Германа (память 31 июля), который рукоположил его в диакона.
Когда святой Герман вернулся из поездки в Британию, где боролся с еретиками-пелагианами (429), перед ним вновь встала неотложная задача: найти миссионеров для Ирландии. Чуть ранее папа Келестин I (431) рукоположил диакона Римской Церкви Палладия в епископа, дабы он организовывал рассеянных по Ирландии христиан и управлял ими. Палладий немедленно столкнулся с большими трудностями, основал всего лишь три церкви, а через несколько месяцев был настигнут смертью. Поэтому святой Патрикий принял посвящение в епископа из рук святого Германа, дабы нести свет истины варварам Ирландии. Действительно, он был хорошо подготовлен к выполнению этой задачи не только потому, что его призвал Бог, но и потому, что он знал язык и нравы этих племен. Помня о грехах юности, он не решался принимать рукоположение, но новое видение утвердило его в том, что такова воля Божия.
Во главе небольшого числа клириков он высадился на острове в том самом месте, куда приплыл и святой Палладий. Святой Патрикий не мешкая отправился на большое собрание, которое регулярно устраивали предводители родов. Перед свирепыми воинами он произнес смелую проповедь о Христе. Ему удалось обратить некоторых старейшин, а вслед за ними и людей из их племен. Миссионеры получили земельные участки, чтобы основать там церкви и монастыри. Святой Патрикий обошел всю Ирландию, прежде всего ее северные области, без устали возвещая слово Божие. Как правило, он обращался вначале к главам родов и королям. Именно так он смог обратить королей Дублина, Мунстера и семерых сыновей короля Коннахта.
Проповедник столкнулся, однако, с противодействием жрецов-друидов, которые использовали против апостола колдовство. Но Патрикий, призвав на помощь могущество Божие, сделал их бессильными и даже обратил некоторых ко Христу. Новообращенные стали затем благочестивыми пресвитерами, ревностными в просвещении своих братьев.
После проповеди в королевстве Ориэл он основал монастырь в Армаге, который впоследствии стал архиепископской кафедрой Ирландии. Именно из этой обители начинались его длительные миссионерские поездки. Патрикий противостоял насилию, угрозам и каким бы то ни было опасностям с полным пренебрежением к своей жизни и пересекал эти негостеприимные земли, позволяя Богу говорить через него с людьми. Проповедник не придавал никакого значения собственным способностям, и, несмотря на то, что он пренебрегал законами риторики, его речь, насыщенная цитатами и отсылками к Священному Писанию, обладала божественной силой приводить людей ко Христу. Среди покоренных проповедью святого Патрикия были, помимо простых людей, также барды-филиды. Барды были одной из высших каст кельтского общества в Ирландии, хранителями и интерпретаторами священных устных преданий народа и по своему положению были близки языческим жрецам. Они, став монахами, отдавали служению Благой Вести свои поэтические таланты. Их песнопения были столь прекрасны, что, как говорили, ангелы преклонялись с небесной высоты, чтобы их послушать.
Для устроения новой Церкви святой Патрикий рукополагал священников и епископов, относясь с уважением и мудростью к самобытному характеру ирландского народа. Кафедры его епископов располагались, как правило, не в городах, а в монастырях, которые при следующих поколениях достигли расцвета и превратили Ирландию в новую Фиваиду. Из них вышло множество монахов, смелых миссионеров и неутомимых путешественников, внесших значительный вклад в дело нового просвещения Европы Благой Вестью после варварских нашествий.
Святой Патрикий никогда не пренебрегал выполнением ежедневного молитвенного правила, был ли он в одном из этих монастырей-епископий или в путешествии. Правило состояло в прочитывании вслух всей Псалтири, вместе со всеми библейскими песнями, а также других богодухновенных текстов, таких как Откровение святого Иоанна Богослова. Каждый час дня он сто раз осенял себя крестным знамением, а когда встречал по дороге знак креста, то сходил с повозки и простирался перед ним. В миссионерских поездках он не раз мог быть убит своими противниками, но ангел Ирландской Церкви избавлял его от опасности ради пользы верующих.
Познав лично страдания, причиняемые рабством, Патрикий стал защитником населения, подвергавшегося нападениям пиратов. Он отлучил Коротика, предводителя отряда бриттов, который, высадившись на землях племени, крещенного накануне, убил некоторых из новообращенных, а других захватил для продажи в рабство. Несколько месяцев спустя Коротик, отказавшийся раскаяться, был поражен умопомешательством и умер в отчаянии.
По прошествии почти 30 лет епископского служения святой Патрикий, которому было уже 80 лет, написал в своей «Исповеди»: «Я исповедую это пред моим Господом и не испытываю чувства стыда в Его присутствии: с того времени, как я узнал Его в юности, любовь Божия росла во мне, и вплоть до сего дня, по благодати Господней, я сохранял веру… Он, Который так часто прощал мне мою глупость и небрежность в ответ на то, что Святой Дух мне внушал, помилует меня благодаря тысячам и тысячам людей, потому что Он видел, что я нахожусь в Его власти. Пусть на то будет воля Божия, чтобы мои чада превзошли меня в делах возвышенных и в плодах спасения! В этом будет для меня слава, поскольку сын мудрый радует отца (Притч.10:1). Мои возлюбленные, я искал вас, а не ваши богатства. То, что мне давали даром, я так же и раздавал: вам – ваши блага, а себе – утомление и опасности, и я шел к вам и повсюду ради вас, и даже в те края, куда никто никогда не приходил крестить. По благодати Божией ради вашего спасения я все перенес в трезвении и великодушии… Христос Спаситель стал бедняком ради нас, и я, бедный и несчастный, каждый день ожидал, что меня убьют, что я попаду в ловушку или буду обращен в рабство, но благодаря небесным обещаниям я не боялся ничего из всего этого, предав себя в руки Всемогущего Бога, Который выбрал меня для выполнения этой задачи… Как я воздам Ему за все Его благодеяния по отношению ко мне? И если мне удалось совершить какое-нибудь доброе дело для моего Бога, Которого я люблю, пусть никто не говорит, что это сделал такой невежда, каким я являюсь, но это был дар Божий. Я просил Его разрешить мне пролить свою кровь за Его имя: пусть даже я был бы лишен могилы, и мой труп, разодранный в клочья, был бы оставлен на корм птицам и в добычу хищным зверям».
Прежде своего упокоения, о котором ему возвестил Бог, Патрикий предпринял последнюю поездку, дабы проверить церковные дела. Увидев на краю дороги куст, который горел, не сгорая, он приблизился и услышал слова ангела, возвестившего ему, среди прочих обещаний, что он будет судить ирландский народ в последние дни.
17 марта 461 года святой прибыл в местечко Саул, в области Улад (Ольстер). Там он почил в мире, сопровождаемый гимнами небесных воинств. Тело Патрикия положили на повозку, которую влекли два диких быка. Они остановились в некоем месте, которое было названо впоследствии Даун-Патрик. Там ему вырыли могилу.
Благодаря трудам святого Патрикия Ирландия процвела как христианский край и вполне заслуженно стала именоваться Островом святых. Здесь его горячо почитают как своего главного защитника. Святому Патрикию посвящено более 200 церквей. Его почитание широко распространено по всему Западу.
16. Св. мч. Регина 3 в. Память 6 марта.
Регина (Рейна) (+ в 251 или 286 году) – дева – мученица. Святая родилась в середине III века в городе Августодун (нынче это город Отон в Бургундии, в департаменте Сона и Луара) в семье язычника по имени Клемент. Её мать умерла, когда Регина была ещё совсем маленькой, и отец поручил её воспитание кормилице. Кормилица Регина была христианкой, и она привела девочку к вере во Христа и окрестила её. Отец, узнав об обращении дочери, отрёкся от неё и лишил наследства. Святая Регина стала жить в бедности и нищете, зарабатывая на жизнь, пася овечек. Проводя много времени в одиночестве на пастбищах, она предавалась молитве и богомыслию.
Однажды она попалась на глаза префекту Галлии Олибрию, который влюбился в неё с первого взгляда и возжелал её взять себе в жёны, поскольку она была благородного происхождения. Однако Олибрию очень не нравилось, что Регина исповедовала христианство, так как в то время в империи происходили жестокие гонения на христиан. Олибрий сначала попытался лаской и уговорами склонить девушку вернуться к языческой вере и принести жертву языческим идолам. Не добившись своего, префект повелел заковать её в кандалы, как преступницу и бросить в темницу, дав ей некоторое время на размышление, а сам отправился отражать нашествия варваров на римские предела, думая, что к его возвращению Регина переменит своё решение. Но длительное заключение и страдания в тюрьме только укрепили святую мученицу в её вере, желании пострадать за Христа и сохранить ради Него своё девство. Тогда, видя непреклонность страдалицы, префект, вернувшись из похода, повелел подвергнуть её жесточайшим и бесчеловечным пыткам. Святую деву пытали раскалёнными щипцами, бичевали и опаляли тело горящими свечами. Но пытки не сломили её веру ибо Сам Господь незримо помогал ей выдержать все испытания. Во время её страданий, многие видели белого голубя, парившего в небе. Не добившись своего, Олибрий повелел обезглавить Регину. Это произошло по одним данным в гонение императора Деция, по другим в гонение Максимиана, в местечке Алезия (Элизи), позднее названном в её честь Алезия – Сен –Рейн. Мощи святой мученицы в 827 году перенесены в аббатство Флавиньи, где от них по молитвам произошло множество чудес и гробница святой стала популярной местом паломничества во Франции. В 17 веке рядом с аббатством католический святой Винсент де Поль основал госпиталь названный в честь святой Регины.
17. Свщмч. Венинг Дижонский, апостол, 2 в. Память 1 ноября.
Свщмч. Венинг Дижонский родом из Смирны. Согласно житию, что Венигн был послан вместе со святыми Андохием и Фирсом, учениками св. Поликарпа, еп. Смирнского, на проповедь в Галлию. Миссионеры проповедовали в Массилии (совр. Марсель), в Лугдуне (совр. Лион) и в др. городах. Их встретил в Отоне Фавст, сенатор, отец святого Симфориана Отонского, и его сестра, святая Леонилла Лангрская. Венигн крестил ( предполагают, что он был в сане священника) её внуков-близнецов Спевсиппа, Елевсиппа и Мелевсиппа. Андохий и Фирс приняли мученическую смерть недалеко от современного г. Сольё. Оставшийся в живых Венигн дошел до Дивиона (совр. Дижон), где продолжал свой апостольский подвиг.
Имп. Аврелиан, проезжая в окрестностях Дижона, узнал о деятельности Венигна и, вызвав его к себе, потребовал отречься от Христа. За то, что Венигн не отрекся от своей веры, он был избит прутьями, подвешен на распорках и брошен в тюрьму. Аврелиан приказал заковать его в каменные колодки, загнать раскаленные гвозди под ногти и бросить голодным псам. Во время мучений ангел укреплял и исцелял его. Венигн был умерщвлен ударом копья, из его тела выпорхнул голубь, воспаривший в небо, а воздух наполнился благоуханием.
После его кончины Леонилла умастила его тело благовониями и погребла в каменном саркофаге в склепе на христианском кладбище в западной части Дижона. Гробница стала местом поклонения.
В Дижоне был монастырь святого Венигна, от которого остался собор, носящий его имя.
Описание трех оставшихся мощевиков нового ковчега, установленного в Духовском храме обители преподобного Сергия, смотрите в следующей статье.