Новости

«Решение такое: помогаем всем»

20.02.2019

О церковной благотворительности, которая не афишируется

Как это ни странно, о Социальной службе Троице­ Сергиевой лавры широким слоям населения почти ничего не известно. Между тем уже не первый год монастырь с помощью благотворителей и волонтёров на регулярной основе оказывает помощь сотням жителей нашего района: многодетным семьям, сиротам, погорельцам, инвалидам, одиноким старикам и даже бездомным. Руководит этим процессом насельник обители Преподобного Сергия монах Парфений (Котов).

— Когда и кем была создана Социальная служба Лавры?

— В существующем виде служба была организована два года назад, 30 января 2017 года, по благословению наместника Лавры архиепископа Сергиево­Посадского Феогноста. Но это, конечно, не значит, что до того подобной работой в монастыре никто не занимался — просто она стала более системной и упорядоченной. Традиции доброделания уходят вглубь веков, к самому Преподобному Сергию. Наша благотворительная организация официально называется «Сергиев завет: странноприимство не забывайте». Мы существуем в правовом поле, проходим все необходимые проверки со стороны государства.

— Какая территория находится подвашей опекой?

— Наша деятельность ограничивается городом Сергиев Посад и Сергиево ­Посадским районом. Да, всех людей жалко, но наши возможности очень скромные и поэтому весь мир мы не спасаем. Условно говоря, помогать детям Африки при том, что под стенами Лавры многим людям нечего есть, было бы безумием.

— К вам обращаются десятки и сотнипросителейКак вы определяетекомуи в каких масштабах помогать?

— Раньше с этим было очень непросто: батюшек регулярно ловили просто на улице, просили помочь — но проверить, действительно ли положение дел соответствует описанию, они в большинстве случаев не могли. Это стало одной из причин создания нашей Социальной службы. Мы против злоупотреблений, помогать надо прежде всего тем, кто в этом действительно нуждается. Мы не стесняемся расспрашивать — как ты, голубчик, попал в такую ситуацию? В каком состоянии твои документы, как живёт твоя семья? Всегда выезжаем на дом, чтобы убедиться в том, что нас не обманывают.

— Сотрудничаете ли вы в этом деле с Управлением социальной защиты?

— Конечно. Многие нуждающиеся попадают к нам через Управление социальной защиты. Бывают ситуации, когда из-­за недостатка документов государственные службы не могут помочь — и тогда они обращаются в Лавру, потому что для нас недостача какой­ либо справки некритична. Таким способом ситуация контролируется вдвойне.

— Государство оказывает вам финансовую помощь?

— Нет. Помогают благодетели монастыря, в основном это добровольные пожертвования обычных людей, которые аккумулируются через наш сайт lavra.tv. В числе прочего там кратко изложены истории конкретных людей или семей, которым нужна помощь, указана сумма, которую предстоит собрать.

— Важный вопросучитывается ли вами отношение человека к вере?

— Я спрашивал об этом у священноначалия Лавры. Решение такое: помогаем всем, кто обращается, без различия веры. С православными у нас больше понимания, но в деле оказания помощи нуждающимся это на самом деле не так важно.

— Сколько человек в год обращаются в Социальную службу?

— Трудно сказать, не поднимая бумаг. Счёт идёт на сотни. Есть многодетные семьи, которым мы оказываем помощь постоянно, у них всё время чего­то не хватает — нужны продукты, одежда, какой­то ремонт в доме. Минувшим летом мы помогали собрать в школу семерых детей из одной семьи, потратили на это 140 тысяч рублей.

— Назовите запомнившиеся вам примеры оказания помощи.

— (Задумывается.) Запомнилась семья из Сергиева Посада, у них в прошлом году сгорел дотла частный дом, в огне погиб ребёнок. Скорбь родителей. Мы помогали им собрать деньги на покупку участка земли для нового дома, потому что чисто психологически родители не могли дальше жить в этом месте.

Другая ситуация, которая для меня была запредельной. Совершенно неимоверное количество тараканов в квартире, где жила многодетная семья. Я такого никогда в жизни не видел. Людям просто становилось дурно, они не могли зайти в помещение, видя, как шевелятся стены. Представьте: с тобой разговаривает взрослый человек, а по нему тараканы ползают. И по детям тоже. Низкий поклон волонтёрам, которые всё это вычистили. Мы­то вначале хотели просто провести санобработку и как­то ещё помочь. А в итоге получилось, что пришлось ободрать все стены и полы, заменить все окна, выкинуть вообще всю мебель, на время работ переселять семью… Только после этого мы переломили ситуацию.

— При Лавре давно существует бесплатная столовая для малоимущихРасскажите оней.

— Странноприимная трапезная расположена в Пожарном переулке в Сергиевом Посаде. Сегодня она входит в структуру нашей Социальной службы, хотя на практике работает уже много лет. Мы кормим всех желающих обедами и ужинами, меню достаточно разнообразно: салаты, супы, каши и так далее. Подчеркну, что всё свежее, готовится отдельно. Поклон за это келарю Лавры отцу Архипу, который закладывает финансирование трапезной сразу на целый год.

Некоторое время назад мы столкнулись с неприятной ситуацией: некоторые экскурсионные и туристические службы начали водить сюда свои группы. Это неправильно. Мы ­то знаем тех, кто по­настоящему нуждается, — бабушки одинокие и безродные, которые приходят горячего супчику похлебать… А те, кто со стороны, — ну, братцы, вы же берёте с паломников деньги, имейте совесть.

— А бомжи?

— Божмей кормим. Государству тяжело совладать с этим контингентом, потому что неизвестно на кого выделять деньги и как потом отчитываться. Ведь это постоянно мигрирующая публика, с помощью административного ресурса ввести ситуацию в берега не представляется возможным. А у нас — благотворительная трапезная, работающая в режиме «хочешь, приходи, не хочешь — не приходи». Для бездомных это хорошо. Предваряя вопрос, сразу скажу: если люди за собой не смотрят и будут доставлять дискомфорт окружающим — дежурный не пускает их внутрь из санитарных соображений. В таких случаях еда выносится им на улицу в контейнерах, голодным не уходит никто.

— Лавра периодически устраивает для паломников массовые бесплатные угощения.Насколько это масштабно?

— Обычно это происходит трижды в год: на дни Преподобного Сергия, 18 июля и 8 октября, и на Троицу. После праздничного богослужения все приглашаются на общую трапезу в нашей Паломнической слободе. Мы купили для этого полевые кухни, причём пяти разных модификаций — от времён Великой Отечественной войны до наших дней. Готовим гречку с тушёнкой, отдельно для постящихся и монашествующих гречку с тунцом. Чай, хлеб. Это очень вкусно, с дымком, на свежем воздухе. В среднем мы кормим 3 тысячи человек, наш предел — 4,5 тысячи.

— Что такое Паломническая слобода?

— Она расположена рядом с Лаврой, в низине с северной стороны.

Несколько лет назад там были выстроены четыре деревянных корпуса общей вместимостью 650 человек. Номера эконом­класса на 12 человек, есть санузлы, душевые, чайные­трапезные. Для инвалидов оборудованы пандусы. Паломники могут жить и питаться там абсолютно бесплатно. Чтобы в этом смысле не было недоразумений, в слободе даже убрали ящики для пожертвований.

— В последние годы в Лавре стали заметны волонтёрыКто они и откуда?

— Да, после 700 ­летия Преподобного Сергия волонтёров стало много, их сотни. В основном это студенты и работающая молодёжь. Большинство из Москвы, а вот из Сергиева Посада почти никого, что нас печалит. В Паломнической слободе для них выделены отдельные помещения. Кто­ то приезжает на день, кто­то на месяц, у всех всё по­разному. Что они делают? Одни помогают нашей Социальной службе, другие дежурят возле очереди паломников к мощам Преподобного Сергия, следят за порядком, раздают распечатанные акафисты. Работы много, найдётся для всех.

— Какова их мотивацияДля чего волонтёры приезжают в обитель?

— В основном мотивация личная, если хотите, потребность души. Но отмечу важный момент: так как поработать приезжают юноши и девушки, многие находят здесь, в православной среде, себе пару. У нас уже было более пятидесяти волонтёрских свадеб.

— Вся эта суета не мешает течению монастырской жизни?

— Нет. Даже наоборот, ведь Лавра с каждым годом хорошеет и обустраивается. Например, когда я пришёл сюда почти два десятка лет назад, у многих насельников не было отдельных, даже скромных келий, а ведь для монашествующих уединение очень важно. Что же касается благотворительности — мы живём и будем жить по заветам Преподобного Сергия.

 

Беседовал Александр Гирлин

14 февраля 2019 года

Номер 011 (15776) от 13/02/2019

http://vperedsp.ru/novosti/195-n11-15776/13046-reshenie-takoe-pomogaem-vsem 

Фотогалерея