Новости
Интересные странички нашей истории
Александро-Мариинский Дом Призрения
В 1840 году Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой был основан Дом Призрения – комплекс зданий, включавший в себя детские приюты, больницу и странноприимный дом для женщин, а также церковь Рождества Божией Матери. С 1862 года этим учреждением руководила Елизавета Степановна Кроткова. С ее именем связано возведение нескольких кирпичных корпусов приютов-училищ для девочек («филаретовского», ныне – физико-математическая школа) и мальчиков. Учебный процесс в начальном мужском и Филаретовском училищах шел своим чередом, между тем лаврский Дом Призрения, под крышей которого названные училища располагались, стоял на пороге серьезных перемен. Обремененный летами, удрученный недугами наместник лавры архимандрит Антоний, чувствуя приближение конца своего жизненного пути, озаботился судьбой учебных и благотворительных учреждений лаврского женского Дома призрения. Старца волновало то, что, находясь вне стен Лавры, эти учреждения — детища митрополита Филарета и его самого — могут прийти в упадок и даже вовсе закрыться. Упрочение положения Дома Призрения после своей кончины архимандрит Антоний видел в передаче его под высочайшее покровительство, что сделало бы Дом более независимым от перемен в руководстве Троице-Сергиевой лавры.
В начале марта 1876 года по предложению архимандрита Антония Учрежденный собор образовал временное совещательное присутствие для выработки основания более прочного существования Дома Призрения. На первом же заседании присутствия его члены были ознакомлены с заявлением архимандрита Антония, в котором маститый старец выразил свое сердечное желание добиться принятия Дома Призрения под высочайшее покровительство с наименованием его Александро-Мариинским в честь императора Александра Николаевича и императрицы Марии Александровны.
В 1879 году по ходатайству Е.С. Кротковой Дом Призрения был реорганизован в самостоятельное, независимое от Лавры учреждение при ежегодном пособии в 24 тысячи рублей от Троице-Сергиевой Лавры. (Лаврское пособие время от времени дополнялось пожертвованиями благотворителей. Известен случай пожертвования 5 тысяч рублей человеком, который пожелал остаться неизвестным) и взят под высочайшее покровительство царской семьи – Александром II и его супругой Марией Александровной, очень много сделавшей для развития благотворительности в России, воспитания детей и создавшей основы для российской организации Красного Креста. Дом Призрения с тех пор стал именоваться Александро-Мариинским. Огромную помощь Александро-Мариинскому Дому Призрения оказывали почетный попечитель, почетные члены, попечитель и совет. Почетным попечителем становился Московский митрополит как настоятель Троице-Сергиевой лавры. Почетный попечитель по благоусмотрению своему имел право посещать Дом Призрения, осматривать его во всех частях и сообщать свои замечания попечителю или совету. Почетные члены утверждались самой августейшей покровительницей дома императрицей Марией Александровной из числа лиц, оказавших особые услуги благотворительному учреждению. Главным начальником Дома Призрения считался попечитель, кандидатура которого утверждалась августейшей покровительницей Дома призрения. Попечитель обязан был посещать Дом Призрения, входить во все подробности его положения и лично удостоверяться в удовлетворительном содержании призреваемых, в том, как идет дело обучения и воспитания в обеих школах-приютах. Устав обязывал попечителя «оказывать содействие в приискании благонадежных мест для сирот-воспитанниц и воспитанников Дома Призрения и вообще в устройстве их участи по выходе из заведения».
Управление Александро-Мариинским Домом призрения поручалось совету в составе начальницы, преподавателя Московской духовной академии, законоучителя, инспектора народного училища для мальчиков и врача. Председателем совета и фактическим руководителем Дома призрения становилась его начальница, которая избиралась обер-прокурором Синода «из лиц, известных своею опытностью, безукоризненным поведением и готовностью служить в пользу ближних…»
Елизавета Степановна Кроткова стала первой начальницей Александро-Мариинского Дома Призрения. Она возглавляла дом еще до его отделения от лавры и оставалась во главе его вплоть до своей кончины в начале 1906-го. Получив полную хозяйственную самостоятельность, Елизавета Степановна, отличавшаяся большим умом и энергией, сумела быстро завести при вверенном ей учреждении самостоятельное хозяйство: приобрести необходимые хозяйственные принадлежности, заготовить продукты, организовать выпечку хлеба, поскольку прежде печеный хлеб поступал из лавры, обновить и дополнить персонал служащих лиц начиная с причта домовой церкви, в которой прежде служили иеромонахи и иеродиаконы лавры.
Следующий император Александр III с супругой Марией Федоровной продолжили покровительство над общественно-полезным заведением и пожаловали ему лесные угодья из своих фамильных владений в окрестностях Сергиева Посада. Лес был нужен Дому Призрения для строительных нужд, дровяного отопления и устройства летних загородных дач для отдыха воспитанников. В десятке километров на юго-восток от города за рекой Торгошей располагалась тогда так называемая "Роща Суконники", где начальница Дома Призрения Е.С. Кроткова построила себе двухэтажный деревянный дом на каменном фундаменте. Последний русский царь Николай II в конце XIX века, после настойчивых просьб Е.С. Кротковой, подарил Дому Призрения еще один лесной участок, и эту местность стали именовать "Царь-дар".
У Елизаветы Степановны в начале 1900 года родилась идея – в знак особой благодарности августейшим покровителям построить на территории Царь-дара храм-памятник в честь императрицы Марии Александровны – для постоянных молитвенных служб в ее память. Она добилась в мае 1900 года высочайшего разрешения на строительство храма за счет добровольных пожертвований, и в честь обеих императриц, Марии Александровны и Марии Федоровны, храм решили назвать именем Святой Марии Магдалины (строительство церкви и всего корпуса велось по проекту архитектора И.И. Поздеева). Храм вступил в строй 14 ноября 1902 года, но никто из царской семьи присутствовать на его освящении не смог, были присланы лишь приветственные телеграммы.
В августе 1918 года на базе национализированного Александро-Мариинского Дома призрения создается Детский дом № 1. В мае 1919 г. ему присвоят имя Карла Маркса. В 1924-1925 гг. в полном составе его переведут в Вифанию и включат в состав Детского дома им. В.И. Ленина.
В октябре 1924 года освободившиеся помещения занимают артель «Силоткач», артель коопинтруда им. Д. Рубина (игрушки), школа II ступени, клуб «Голубой зал».